27.04.2023
Говоря о громких именах в бильярдном мире, мы чаще всего имеем в виду людей, повлиявших на развитие бильярда, и профессиональных спортсменов современности. Но есть бильярдист, стоящий вне этого ряда, однако ставший почти легендой.
Его имя можно встретить на страницах классиков русской литературы и в воспоминаниях исторических личностей. Это простой маркёр петербургского трактира “Палкин” Степан Тюрин или, как его чаще называли, Тюря. Точные даты неизвестны, но время его известности относится к середине XIX века.
Портретов Тюри не сохранилось, но в мемуарах А.Я. Панаева описывала его так: “Тюря был невзрачной наружности человек, маленького роста, с каштановыми волосами, остриженными в кружок, с жиденькой бородкой, одевался бедно, ходил в поношенном длиннополом сюртуке, с намотанным на шее бумажным платком и в высоких сапогах с кисточками”. Его игра на бильярде считалась непревзойденной. Так, он имел обыкновение давать сопернику 50 очков форы, а в случае его промаха заканчивал партию, забивая подряд шесть шаров в одну лузу.
О признанном таланте Тюри не раз говорили его современники и писатели:
Граф М.Д. Бутурлин в своих записках называл его непобедимым.
В.В. Толбин в рассказе “Маркеры и бильярдные игроки” писал, что Тюря играл лучше всех прочих маркеров, которые звали его “самым их Конфуцием”.
В “Записках маркера” Л.Н. Толстой пишет от имени рассказчика так: “Петрушка-маркёл, я чай, всем известен. Тюрин был да Петрушка-маркёл”.
Н.А. Некрасов упоминает его в стихотворении “Говорун”:
“…Никто там не заносится,
Играем чередой,
И гений Тюри носится
Над каждой головой”.
Не менее примечательной, чем ма́стерская игра Тюри, оказалась и его судьба, описанная Авдотьей Яковлевной Панаевой в воспоминаниях (изд. 1889). Она не раз встречала его – её отец был страстным бильярдистом и нередко составлял партию с Тюрей.
Родившись в Ярославле, Степан Тюрин был простым человеком. Скопить состояние на должности маркера было невозможно, но однажды ему необычайно повезло: он выиграл в польскую лотерею 900 000 злотых. Панаева пишет, что “этого Тюрю я потом видела остриженного, завитого, расфранчённого, в светло-синем фраке, с бриллиантовым перстнем на указательном пальце”. Тюря не умел распорядится неожиданным богатством, да и любители лёгких денег, тут же набившиеся ему в друзья, быстро всё растратили и прокутили, и он остался без состояния.
Эти перемены не прошли даром. Спустя некоторое время Тюря заговорил о новом, повторном выигрыше, больше прежнего, но это оказалось лишь плодом его воображения. Его рассудок пошатнулся, и свои дни Степан Тюрин окончил в сумасшедшем доме.
В 1853 году на сцене Александровского театра был поставлен водевиль по пьесе Н. Куликова “Ворона в павлиньих перьях”, в основу которой легла история Тюри.
Хотя судьба Степана Тюрина окончилась печально, его имя прочно вошло в историю бильярда и стало известно даже за пределами бильярдного мира.